С 1959 по 1968 год, почти десять лет, Франция диктовала моду в мировой поп-музыке и подростковой культуре. Как начинался и чем закончился стиль yé-yé, и чем ему об
язан Советский Союз?
В апреле 2015 года почти незамеченной прошла новость: умер Ришар Антони, известный певец, «отец французского твиста» и стиля yé-yé («йе-йе»). В некоторых заметках расшифровывалось, чем он известен: полсотни миллионов проданных альбомов и синглов, перепетые на французском англо-американские хиты и так далее и тому подобное. Поколению 50-х вспоминать его, может быть, и не пришлось. А вот поколениям рока, рэпа, гранжа, пост-рока и нью-метала имя это не скажет решительно ничего.
В конце 50-х Ришар Антони был одной из главных звезд поп-стиля с дурацким названием «йе-йе». Он же официально и объявил о его кончине десятилетие спустя. «Мы устарели на следующий день», выразился он, имея в виду, что после известных парижских волнений 1968 года «йе-йе», стиль беспечных подростков общества потребления, безнадежно устарел.
«Мы»? По большому счету и Антони, и многие его коллеги, из тех кто создавал пресловутый «йе-йе», не канули в Лету. Имена некоторых из той славной обоймы до сих пор на слуху: тогда возмутительно молодых и красивых Джони Халидея, Франсуазы Арди, Клоды Франсуа, Жака Дютронка, Сильви Вартан, Шейлы и других.
Все они прославились тем, что перепевали английские и американские хиты на французском. Традиционный лирический шансон подростки считали устаревшими. Мир охватила лихорадка рок-н-ролла, вот французы (а параллельно с ними итальянцы и вообще вся континентальная Европа) взялись делать свой. Поначалу – просто «передирать»: музыка американская–английская, слова наши, французские. Конечно, называть это все рок-н-роллом было не comme il faut – ну какой рок во Франции? Вот и придумалось такое глуповатое название. Говорят, потому, что Джони Халидей обожал добавлять возглас «йе-йе» в припевах, видимо, копируя «битлов».
В 1959 Ришар Антони выпустил свой первый хит «Nouvelle vague» – не что иное, как франкоязычный вариант «Three Cool Cats» американской группы The Coasters. На следующий год закрепил успех хитом «Itsy bitsy petit bikini», опять-таки перевод американской «Itsy Bitsy Teeny Weeny Yellow Polka Dot Bikini». К Антони приклеилось прозвище «Le Père tranquille du twist» – благонадежный папаша твиста. Занимался он, к слову, не только твистом и всякими привязчивыми шлягерами: его «Ecoute dans le vent» (1964) – это «Blowin’ in the Wind», серьезная протестная песня Боба Дилана.
Опубликовано в журнале «5Республика» №5 — купить/скачать