В этом небольшом и далеко не полном обзоре мы предлагаем несколько адресов, по которым сейчас расположены дома-музеи французских писателей. Все они открыты для посетителей. И каждый из этих адресов, возможно, хоть немного, но поможет понять, как создавалось это чудо под названием Великая французская литература. Дача Ивана Сергеевича Тургенева, также попавшая в этот обзор, никак, по нашему мнению, его не испортит.
Дом Виктора Гюго в Париже
6 Place des Vosges, 75004 Paris
Из окон квартиры Гюго, одной из множества, которыми он владел, открывается вид на бывшую Королевскую Площадь, ныне носящую название Площадь Вогезов (Вож). Сюда он переехал в тридцать лет вместе с женой Адель и пятью их общими детьми, отсюда он сбегал в дом по соседству, чтобы упасть в объятия своей любовницы, актрисы Жюльетт Друэ.
Из этой же квартиры, в которой провел шестнадцать лет, он отправился в изгнание. Здесь буквально каждый сантиметр пространства пропитан нешуточными страстями. Устав от вечных измен мужа, Адель завела себе молодого любовника – Сен-Бёва, а Гюго окончательно сбежал к своей возлюбленной, верной ему, кстати, до конца своих дней – целых пятьдесят лет длился их роман, и тень Жюльетт незримо присутствует в этой квартире-музее, открытой в 1902 году, аккурат к столетию со дня рождения писателя. После смерти Жюльетт, Гюго опубликует в своем дневнике: «Пусть на моей могильной плите ее укажут, как самую великую мою славу. Как глубокую память о том, что мы любили и сражались с нашей любовью, которая была одновременно и грехом и добродетелью». Впрочем, последние свои дни Гюго провел в другом доме, на улице, названной в его честь, и всем своим корреспондентам указывал следующий адрес: «Виктору Гюго, Париж, улица имени его самого».
Дом Бориса Виана
6 bis Cité Véron, 75018 Paris
Маленькие домики на бульваре Клиши были построены для танцовщиц «Мулен Руж» по настоянию звезды кабаре – Мистангет, и прославлены Борисом Вианом и Жаком Превером, обитавшими здесь с начала 50-х.
В небольшой квартире в 18-округе Парижа музыкант, писатель, поэт Борис Виан и его жена, прекрасная танцовщица Урсула Виан-Клюбер, поселились в 1951 году. Студия, площадью всего 30 квадратных метров, никак не ограничила фантазию автора «Пены дней». Инженер по первому образованию, Виан сделал все в ней своими руками, говоря об этом опыте: «Я вообразил, что я маленький Корбюзье». В течение нескольких месяцев он рисует, проектирует, пилит и заколачивает гвозди. Строит антресоли с двуспальной кроватью, книжные стеллажи, ящики для всяких мелких чудес и перестилает паркет. Учитывая свой немалый рост, Борис Виан тщательно подошел к организации пространства. Лесенку на антресоли он приладил так, чтобы не ударяться головой, а стул сконструировал таким образом, чтобы удобно вытягивать свои длинные ноги. После его смерти квартире ничего не изменилось, и за аутентичностью этого следила поначалу вдова Виана, а сейчас – ее друзья и поклонники его творчества.
Дом Жана Кокто и Жана Маре
15 Rue du Lau, 91490 Milly-la-Forêt
К югу от Парижа, недалеко от Фонтенбло, в городке Мильи-ля-Форе секретарь Жана Кокто присмотрел дом. Он так понравился и Жану Кокто, и его близкому другу актеру – Жану Маре, что они немедленно его купили. С 1947г. по 1963г. они жили здесь.
После ухода из жизни Жака Кокто, Маре сказал: «Отныне я только буду делать вид, что живу» и никогда больше сюда не приезжал. В усадьбе все осталось таким, каким было. Архив Кокто, а это 70 картонных коробок с набросками, стихами и письмами, тщательно разобран и приведен в порядок.
Все сохранено и разложено по столам и полкам, будто хозяин лишь вышел на минуту и вот-вот вернется обратно, неся подмышкой свежий багет и хохоча над шуткой своего возлюбленного. Похоронен великий писатель/философ/художник Жан Кокто, кстати, по соседству, в церквушке, расписанной им еще при жизни. А голос его сопровождает вас в походе по дому-музею главами из «Орфея».
Читать вторую часть путеводителя по домам французских писателей
Опубликовано в журнале «5Республика» №2 — купить/скачать