Петух Pathé: удивительная история самой старой в мире кинокомпании
История самой старой в мире и самой крупной во Франции кинокомпании началась с маленькой мясной лавки в городке Шеври-Коссиньи в 30 км восточнее Парижа. А еще – с ужасного, просто патологического невезения среднего отпрыска Жака и Эмилии Пате, Шарля. Ведь, умей он вести семейный бизнес, то, вместо того, чтобы снимать кино, владел бы целой сетью шаркутри, как и хотел в начале.
На самом деле, Шарль хотел всего и сразу – именно эта его удивительная особенность и помогла ему достичь необыкновенных высот. Но все началось с того, что он уговорил старшего брата одолжить ему тысячу франков – очень хотел Шарль наладить поставки мяса из Аргентины. А, прибыв на место, решил, что мясной бизнес – это скучно, и будущее – за стиральными машинами. Но в далекой южноамериканской стране стиралки как-то не пользовались спросом – дорого. Кроме того, бедняга Шарль подхватил желтую лихорадку и чуть не умер.
В 1891 году, без копейки денег он вернулся в Париж, решив сделать бизнес на экзотических попугаях – он вез с собой с десяток красавцев ара и жако, но судьба вновь отвесила ему пинок – до места назначения добрались живыми лишь пара птиц.
Сойдя на берег, Шарль буквально сразу влюбляется в Мари Фуа и делает ей предложение руки и сердца. Разумеется, все его и ее родственники в бешенстве – без денег, больной, да еще собрался жениться!
Но свадьба, которую проигнорировали члены обеих семей, все-таки состоялась. Пара поселилась в 12-м округе Парижа, и Шарль, чтобы кормить семью, устроился младшим клерком в адвокатскую контору за пару франков в день – этого с трудом хватало на аренду квартиры, и никаких перспектив ему не светило.
Все изменилось в один день – приятель позвал Шарля на ярмарку в Венсане, где Шарль впервые увидел, точнее, услышал фонограф – изобретение Томаса Эдисона, и понял – вот оно! Извернувшись, как уж, Шарль Пате за десять дней собирает гигантскую сумму – 700 франков, чтобы оплатить свою мечту – фонограф. Он был уверен, что устройство окупится в самое ближайшее время.
Так начинается его путешествие по всем окрестным ярмаркам, и народ валом валит послушать, как из небольшого, в принципе, устройства раздается и музыка, и человеческая речь – чудо же!
И совсем в скором времени, Шарль зарабатывает уже достаточно, чтобы открыть свой собственный маленький магазин по продаже фонографов. А через год приходит из Америки предложение купить еще одно изобретение Эдисона – кинетоскоп, устройство для просмотра движущихся картинок. В отличие от фонографа, прослушивание которого стоит на ярмарках 5-10 сантимов, за то, чтобы посмотреть на движущиеся картинки, люди готовы платить в 4-5 раз больше.
Вот теперь-то братья смотрят на него уже не как на идиота, а как на успешного бизнесмена, и даже решают присоединиться к его делу, позабросив свои магазинчики и бистро. Ведь если есть золотая жила – ее нужно копать. Кроме того, они пообещали у смертного одра своей матери, что станут поддерживать друг друга в горе и в радости, а обещания нужно исполнять.