Морис Лелуар — электровеник от искусства

Если фамилия Лелуар вам ничего не говорит, подумайте еще раз, подойдите к книжной полке, возьмите томик «Трех мушкетеров» и перелистайте его. Если вам повезет, и у вас в руках окажется нужное издание, то вы увидите кучу иллюстраций, созданных Морисом Лелуаром. Но, помимо этого, Лелуар был первым в мире, кажется, историком моды, и если бы не он – не было бы в Париже Музея Гальера.

1 ноября 1851 года в очень художественной семье появился на свет мальчик Морис. Шансов не продолжить семейную традицию у него не было – все предки занимались живописью на протяжении веков, поэтому даже если бы мальчик и захотел посвятить себя другой профессии, то вряд ли бы стал расстраивать всех своих родственников — близких и дальних. Надо сказать, профессия художника в этой семье фактически была принудительной – старший брат Мориса, Александр-Луи тоже стал живописцем.

В общем, выхода у малыша Мориса не было никакого. К счастью, природа на нем не отдохнула, а наоборот – щедро одарила разнообразными способностями. Держать карандаш юный художник научился раньше, чем говорить. Отец, живописец Жан-Батист Огюст Лелуар и мать, акварелистка-иллюстратор Элоиза Колен обучали ребенка всем секретам мастерства. Талант Мориса Лелуара раскрылся во многих направлениях искусства: в живописи, гравюре, книжной иллюстрации, акварели.

Конец XIX века был богат на события в различных сферах, и все они отразились в его творчестве.

От матери, которая рисовала для журналов мод, Морис перенял интерес к истории костюма и стал практически первым историком моды в мире. Он со страстью исследователя изучал исторические костюмы разных эпох и коллекционировал образцы.

В 1907 году Лелуар даже основал “Общество истории костюма”, которое покупало и принимало в дар одежду различных эпох. Коллекция собралась внушительная. Морис составил и проиллюстрировал многотомный “Словарь по истории костюма”. А позже, в 1920 году, когда шкафы его дома уже не могли вмещать такую кучу одежды разных эпох и стилей, он подарил парижскому музею Карнавале свою коллекцию, в которой было более 2000 образцов. Она, кстати, стала основой парижского Музея моды Гальера, открывшегося в 1977 году.

Много лет художник был и президентом Общества французских акварелистов. Необычайным успехом пользовались его полотна на исторические темы, декорации к спектаклям, афиши – все к чему прикасались его руки, становилось головокружительно успешным.


Вообще, художник работал практически каждую секунду. Все, что попадалось ему на глаза, становилось «холстом» – веера, кареты, рекламные листовки, этикетки для вина и шампанского.

Но самое многогранное наследие творчества Лелуара — это книжная графика. Им  проиллюстрированы десятки книг таких авторов, как Дюма, Руссо, Дидро, Вольтер, Мольер, Лесаж, Бальзак, Мопассан и многих других писателей и драматургов.

В 1884 году Лелуар иллюстрирует «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.  Эти рисунки — шедевры мастерства, передающие точные детали, легкие и изящные.

В 1885 году в том же издательстве «Launette» выходит 165 экземпляров романа аббата Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» с 225 иллюстрациями Лелуара. Все экземпляры пронумерованы. С 1 по 40 выполнены на японской бумаге и, помимо его иллюстраций, включают в себя оригинальную акварель Мориса Лелуара, настоящую, а не отпечатанную.
Одним из первых 40 экземпляров владеет наш знакомый коллекционер, и мы имели удивительную, практически историческую возможность рассмотреть все 225 иллюстраций, восхититься и даже позавидовать.

В 1887 году роман Жака Анри Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния» украшается 125 гравюрами по рисункам Лелуара. Этот цикл иллюстраций приобрел невероятную известность. Его переиздавали почти во всех европейских странах, включая Россию.

Но в Российской Империи широкую известность приобрели другие его иллюстрации – в 1894 году к 50-летию первой публикации романа Александра Дюма «Три мушкетера» выпустили юбилейное издание с 250 рисунками Лелуара, невероятно точно передающими характеры героев, детали быта, костюмы, пейзажи Парижа XVII века.

Для создания этих иллюстраций по заказу Лелуара сделали кучу фотографий с моделями в соответствующих костюмах и позах. Оригиналы этих фотографий также хранятся в Музее моды, а копии имеются у нашего знакомого вышеупомянутого коллекционера. «Три мушкетера» не единственная книга Дюма, над которой работал Лелуар. В 1903 году он создал 245 работ к роману «Графиня де Монсоро». Но именно иллюстрации к «Мушкетерам» все режиссеры, когда-либо снимавшие что-то про Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна, брали за основу и выбору типажей и по остальным, вроде бы незаметным, но крайне важным деталям. Да, даже Юнгвальд-Хилькевич.

А в 1928 году Дуглас Фэрбенкс пригласил Мориса в Голливуд для работы художественным консультантом над фильмом «Человек в железной маске». Для Фэрбенкса это был переломный момент – мир немого кино заканчивался, и актер, а заодно и продюсер, вовсе не был уверен, что сможет жить на экране, где все говорят. У него, к слову, получилось. Но для своего последнего «немого» фильма, он не поскупился на известного французского художника и историка моды.

Роман Поля Перре «Барышни де Лире» Лелуар проиллюстрировал в соавторстве с мастером академической живописи и графики Шарлем Делором (1841–1895). К 50 нумерованным экземплярам этой малотиражной книги так же прилагались оригинальные акварели Лелуара.

Перечислять работы Лелуара можно бесконечно, кажется, не было дня, когда бы он не брался за кисть или карандаш. Упомянем, пожалуй, еще проиллюстрированные Лелуаром книги Теодора Каю «Ришелье» и Гюстава Тюдуза «Король-солнце». Это – книги-альбомы с пподробными цветными рисунками, точно передающими нюансы французской истории XVI–XVII столетий.

Лелуар маниакально работал до глубокой старости, а скончался он в Париже 7 октября 1940 года в возрасте 89 лет. Наследие Лелуара — это настоящий бриллиант в короне живописи XIX-XX веков. И мы надеемся, что пробудили в вас интерес ознакомиться с творчеством этого выдающегося человека. Ну, как минимум, сходить в парижский Музей моды.

А если вы удивляетесь, почему мы ни слова не сказали о его личной жизни, то ее почти и не было – все свое время Морис посвящал работе. Однако, все-таки, был женат и произвел на свет дочь Сюзанну. Которая, чтобы вы сильно не удивлялись, тоже стала художником. Вот она — сила искусства.

 
← Следите за нами в соцсетях
Может быть интересно
Комментарии
Загрузка...

На сайте используются файлы cookies. Вы можете знакомиться с Политикой Конфиденциальности и понять, зачем нужны файлы сookies и как прекратить сбор данных OK Подробности