Тринадцатый ребенок в балетной семье Феликса Кшесинского и Юлии Доминской, Матильда, пойдя по стопам родителей, в 1880 году поступила вольнослушательницей в Балетное училище. На выпускном экзамене – куда ее, в принципе, не должны были бы допускать, и где присутствовали члены царской семьи – Кшесинская танцевала па-де-де из «Тщетной предосторожности». Особо ее выделил сам император Александр III, сказав пророческое: «Будьте славой и украшением русского балета». На ужине, последовавшим за экзаменом, состоялась и знаковая встреча юной Матильды с наследником престола Николаем Александровичем.
Ее, конечно, немедля взяли в Императорский театр, и многие считают, что этому послужила именно любовная связь с Николаем. Теперь она уже танцевала не фрагменты, а целые партии, но страстно желала лишь одного – роли Эсмеральды, которая так поразила ее в детстве в исполнении Вирджинии Цукки. Однако, главный балетмейстер театра, легендарный Мариус Петипа отказал ей, найдя эмоционально незрелой – она была юна и не знала, что любовь может приносить страдания.
Но дела государства мало связаны с чувствами – Николай должен был жениться на особе королевских кровей. До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. В последнем письме к балерине он пообещал ей: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».
Приезд царевны Аликс Гессенской и предсвадебную суматоху омрачила смерть Александра III. А у Кшесинской собственное горе – она потеряла своего Ники и забыться могла лишь в работе. Вот тогда-то и поступило предложение от Петипа станцевать «Эсмеральду», которая удалась ей невероятно, но не заглушила боли расставания с возлюбленным. Поэтому, получив приглашение от Рауля Гюнсбурга, Матильда отправилась в Монте-Карло – подальше от несчастной любви. Монако встретил ее восторженно – критики не уставали восхищаться прекрасной техникой русской балерины. Еще бы – ей единственной в мире удавалось 32 раза подряд крутить фуэте!
Кшесинской пошел на пользу воздух Ривьеры, она отвлеклась от печалей. А через несколько лет ее жизнь сделала новый головокружительный кульбит. На банкете, устроенном в честь ее прощального бенефиса – Матильда увольнялась из театра – присутствовали почти все представители дома Романовых, в том числе кузены царя – Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. Находясь рядом с Кшесинской, трудно было не потерять голову. И они ее потеряли. История умалчивает, развивались ли оба романа параллельно, но факт остается фактом – и тот и другой Романовы часто сопровождали «свою балерину» во время гастролей в Монако, Францию, Италию… А она снова влюбилась и, кажется, сразу в обоих. Одновременно с новой любовью появились и новые возможности – Кшесинская снимает квартиру в Париже и танцует в Парижской Опере.
Те годы ознаменовались открытием «Русских сезонов» Дягилева. Париж был заворожен. Но почти все главные партии достались Павловой – Матильда попросту отвергла предложенные ей условия. Так что с общефранцузским признанием пришлось ждать следующего сезона. Триумф состоялся в 1911 году – успех ее «Лебединого озера» в составе Дягилевской труппы был бешеный, зрители лишь ее вызывали на бис, и часто Матильда задерживалась на сцене лишних полчаса. Дягилев торжествовал.
На волне обожания, Кшесинская купила особняк на Кап-д’Ай, а в 1914 году в последний раз станцевала перед государем России в Санкт-Петербурге. Во время спектакля стало известно о начале Первой Мировой. На следующий день объявили мобилизацию, Кшесинская построила за свой счет лазарет на 30 человек и принимала живое участие в судьбе русских солдат.
1917 год стал роковым для России и для Кшесинской. Близкий друг, генерал Галле, советовал: «Берите все необходимое и уезжайте». А она с горечью писала о тех днях: «Когда до нас дошли известия о большевистском перевороте и о первых мерах, принятых ими – конфискация банков, сейфов и всего имущества «буржуев» – мы поняли, что в один день мы все стали нищими».

Бежать из России, погружающейся в пучину террора, все равно пришлось – князя Сергея Михайловича расстреляли, и жизнь Андрея Владимировича как члена царской семьи тоже находилась под угрозой. Каким же счастьем было обнаружить, что вилла на Кап-д’Ай сохранилась в неприкосновенности. В России думалось, что мир рухнул. На Лазурном берегу это показалось всего лишь иллюзией. И, наконец-то, Матильда и Андрей Владимирович решили пожениться. В день свадьбы князь записал в своем дневнике: «…чудно провели вечер. Наконец сбылась моя мечта – я очень счастлив».
В эмиграции Кшесинская продолжала заниматься балетом, открыла свою школу. Весьма помогли развитию ее балетного класса друзья из «прошлой» жизни, такие же иммигранты: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь и Михаил Фокин. Впрочем, и самой Матильде Феликсовне энергии было не занимать — решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Кшесинская выбрала для этой цели лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила сдержанных и холодных англичан, что те вызывали 64-летнюю приму 18 раз!
Матильда пережила оккупацию Парижа фашистами и поборола рак. Она не привыкла сдаваться и наслаждалась жизнью до самых последних дней, сохранив физическую силу и ясность ума. Всего одного года не дожила она до целого века. Великая балерина умерла 12 декабря 1971 года в возрасте 99 лет, и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа рядом с Андреем Владимировичем Романовым, своим законным супругом, который подарил ей любовь и счастье.
Опубликовано в журнале «5Республика» №10 — купить/скачать номер