Как люди щекотали себе нервы задолго до того, как киноиндустрия начала штамповать триллеры и хорроры? От чего вскрикивали в страхе до середины прошлого века, кроме как от чтения Эдгара Аллана По и тысячу раз виденного «Носферату» с Борисом Карлоффым в главной роли? Они ходили в театр. Не просто театр, а театр ужасов — Théâtre du Grand-Guignol, расположенный неподалеку от площади Пигаль.
Но платить они были готовы только за по-настоящему страшное представление. Чтобы все как положено – кровища в разные стороны, монстры и сумасшедшие. Как добиться подобного эффекта на театральной сцене? Во-первых, открыть театр в старой церкви, чтобы создать немного угнетающую атмосферу, во-вторых, нанять сценаристом Андре де Лурда, который будет вечерами писать совершенно сумасшедшие и кровавые пьесы, коим бы позавидовал сегодняшний Голливуд, а днем трудиться скромным библиотекарем в Архиве. Всего, за более чем 20 лет работы, де Лурд создал более 150 пьес-ужасов, и все они были поставлены на сцене театра «Гран-Гиньоль».
Grand-Guignol литературно можно перевести, как театр «больших кукол», да-да, на манер нашего Петрушки. Вот только куклы были людьми, а искусственная кровь использовалась в таких количествах, что иногда забрызгивала зрителей в первых рядах. Все вопили от ужаса и были ужасно счастливы.
Особенно популярным театр стал после Второй Мировой, когда люди, пережившие ужасы войны, уже не довольствовались страшными книжками, они хотели видеть «настоящие» убийства.
«Мы никогда не хотели быть эквивалентом Бухенвальда», – говорил последний директор театра Шарль Ноно. – «До войны люди не особо верили в то, что происходило на сцене. После, начали понимать, что все это может существовать и в реальности».
Однако, после 65 лет существования, в 1962 году театр на всего-то 290 посадочных мест, но в котором почти постоянно был аншлаг, окончательно закрылся. Дело было во вдруг непонятно откуда взявшемся снобизме парижан, ужасных критических статьях, публикуемых в прессе, в огромном количестве народа, которые считали спектакли Théâtre du Grand-Guignol «омерзительными» и регулярно устраивали вокруг него пикеты с требованием закрыть заведение, но основным фактором, конечно, стало бурное развитие Голливуда с его псевдо-кошмарами, запечатленными на пленку и казавшимися более реалистичными.
Однако в истории человечества Théâtre du Grand-Guignol навсегда останется первым и единственным Настоящим Театром Ужасов.
Все фото: Time & Life Pictures/Getty Images и Gallica BNF
