В 1890 году знаменитый французский художник Клод Моне купил для своей большой семьи просторный дом в Живерни, а также – небольшой кусок земли, где разбил прекрасный сад, служивший ему основным местом работы и источником вдохновения в последние годы жизни.
В 1893 году Моне создает в саду водоем и разводит в нем лилии, ставшие основным мотивом целой серии его полотен. На знаковой картине художника «Водяные лилии, отражение плакучей ивы» (1919), на первый взгляд – лишь хаос. Но приглядевшись внимательнее, среди насыщенных лиловых и голубых оттенков, можно увидеть и вертикальные светлые, и почти горизонтальные темно-синие мазки, и зеленоватые круги. Эти вертикальные движения кисти – ветви ивы над водоемом, а изумрудные вихры – знаменитые лилии, покоящиеся на его поверхности. Пейзаж сложен из нескольких элементов: вода, небо, лилии и листва, сквозь которую струится солнечный свет. Эти элементы художник переносит из картины в картину несчетное количество раз, всегда оставаясь недовольным результатом.
Работать нужно скоро, но даже такие мэтры, как Моне не успевали за один закат создать целую картину. Поэтому Моне мог одновременно писать десятки полотен. Он приходил, скажем, на протяжении нескольких недель в одно и то же время на одно и то же место, и писал каждую свою картину по чуть-чуть. При том, что объект живописи оставался неизменным, отражающийся от поверхностей свет, всегда был иным. И именно эти световые нюансы более всего волновали художника.
После прогулки по недлинной галерее цокольного этажа парижского музея Мармоттан-Моне, несложно и самостоятельно догадаться, что вихрастые мазки на картине – на самом деле кувшинки.
В 1858 году Клод Моне знакомится с французским художником Эженом Буденом (1824-1898) и под его влиянием начинает работать на природе, точнее, на натуре. С тех пор на его холстах неизменно присутствует небо. Но только Моне берется писать лилии, как небо исчезает. Вернее небо на его полотнах отныне существует лишь в виде отражения. А отражения Моне будет писать до конца жизни. И среди них будет не только небо, но и ивы, и тени других деревьев, и солнечные блики на зеркальной поверхности воды. В этом зазеркалье может быть все, что только придет в голову. Ведь больше нет смысла заботиться о документальной точности той же ивы – функцию копирования окружающего мира в 19 веке полностью взяла на себя фотография.
Моне много работает. С 1905 года у него начинаются проблемы со зрением, ставшие первыми признаками позже развившейся катаракты. Возможно, этим отчасти можно объяснить, почему предметы на его холстах становятся все более абстрактными. И лилии, и вода, и ивы из живописных объектов становятся уже особым набором знаков на пороге зарождающегося абстракционизма Кандинского и Пикассо.
Musee Marmottan-Monet
2 Rue Louis Boilly, 75016 Paris
Métro: La Muette
