Помимо «Листопада», Иоселиани снимет в СССР еще два полных метра – «Жил певчий дрозд» и «Пастораль», чтобы навсегда покинуть Страну Советов и обосноваться во Франции, чтобы снять здесь лучшее – «Фавориты луны» (1984), «И стал свет» (1989), «Охота на бабочек» (1992), «Истина в вине» (1998), «Утро понедельника» (2001), «Сады осенью» (2006) и «Шантрапа» (2010).
Итогом последних пяти лет работы Отара Иоселиани стала картина под названием «Зимняя песня» – фильм, сделанный в очень узнаваемой стилистике. Это кино без конца и начала, сцены, выхваченные из жизни, мозаика эпизодов, которые, если хотите, можно уложить в общий смысловой ряд и пофилософствовать за стаканчиком бургудского. Наблюдая за своими персонажами, Отар Иоселиани в очередной раз рассказывает нам притчу о высших человеческих ценностях: жизни, любви, дружбе и страсти к хорошему вину.
Здесь и знаменитый неспешный темп, называемый французами «non-chalant», и особая пластика камеры и персонажей внутри кадра. Иоселиани не выделяет в картине одного героя, а следит сразу за несколькими сюжетными линиями, которые пересекаются во дворе одного парижского дома. Здесь почти вечность дружат пожилой консьерж – бывший аристократ (его играет французский комик Rufus) и антрополог (Амиран Амиранишвили), изредка наведываясь к своей пожилой подруге в загородный шато. Здесь же снуют туда-сюда на роликах девочки-воришки, а молодой парень, неловко пытается завязать романтические отношения со скрипачкой. Лица многих персонажей не просто переходят из эпохи в эпоху внутри фильма, но и «кочуют» из одного фильма Иоселиани в другой, складываясь в некую общую картину мира режиссера, словно всякий раз снимающего продолжение одной киноленты.
Конечно же, французские фильмы Отара Иоселиани не обходятся без клошаров – это то романтическое продолжение Парижа, которого вы не найдете на туристических открытках. Образы бродяжек всякий раз – один живописнее другого, но в этот раз бездомные интонации все надрывнее: клошарами не просто становятся изгнанные из фамильных замков люди, но и уже обжившихся в парижских районах бродяг и иммигрантов сгоняют с насиженных мест железной рукой юстиции. А ибо – нечего тут!
Иоселиани всегда с большой заботой прописывает образы бездомных, многие бомжи сами играют в его фильмах. Иоселиани любит рассказывать шутку, связанную с выходом его фильма «Фавориты луны» в 1984 году: «В день предпремьерного показа мы наняли мини-автобус, который собрал бродяжек, сыгравших в моем фильме, и привез их смотреть картину. Во время показа они без конца вставали и выходили в туалет. После фильма один из них, некто Ринго, подошел ко мне и сказал: «Видишь как нам понравилась картина, никто даже не мочился на пол!» (из интервью Отара Иоселиани с Жераром Лефортом, подготовленном к выходу «Зимней песни»).
Режиссер спокойно и без истерик вскрывает нарывы больных мест современного общества: власть, деньги, скоротечность времени. Не придавая большого значения содержанию диалогов, он при помощи интонаций, мелодий и ярких жестов рассказывает незайтейливые истории, за которыми можно понаблюдать как за жизнью вокруг, стоит лишь оторваться от экранов смартфонов.