Фильм «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» вышел на экраны в 2001 году – почти целая жизнь. Но до сих пор при первых нотах «Вальса Амели» у многих на лице появляется улыбка. Я даже знаю несколько человек, которые решили поменять свою жизнь после просмотра этого фильма, и сделали все, чтобы правдами и неправдами оказаться в Париже и остаться здесь навсегда. Сила кинематографа — вещь известная. Давайте вернемся назад во времени и узнаем, как появился на свет этот, не побоюсь этого слова, шедевр, получивший четыре «Оскара» и оказавшийся в пяти номинациях на премию «Оскар». А да, еще заставивший весь мир полюбить крем-брюле, конечно.
Фильм побил рекорды бокс-офисов в Америке и России
За первые недели проката в США фильм собрал 33,2 млн долларов, что в три раза превысило затраты на сам фильм, сделав «Амели» самым рентабельным французским фильмом по ту сторону Атлантики (до этого самым успешным считался «Ловушка для дураков» 1978 года, собравший 20,4 млн $). Получить точные цифры бокс-офисов в России — довольно сложно, но, несмотря на любовь ко всему французскому, рекорд посещений этого фильма удалось перебить лишь фильму «1+1» много лет спустя.
Главная героиня получила свое имя в честь актрисы Эмили Уотсон
Режиссер и сценарист Жан-Пьер Жёне «писал» кино специально под актрису Эмили Уотсон. Большой поклонник творчества этой англичанки, Жёне не только назвал фильм в ее честь, но и позвал ее сниматься. Киношная Эмили по сценарию даже родилась в Англии от отца англичанина, и лишь затем перебралась через Ла-Манш. Уотсон, в принципе, была польщена и даже хотела согласиться, но вдруг «неожиданно» вспомнила, что уже занята в проекте Роберта Олтмена «Госфорд-парк», ей не хочется покидать свою дождливую родину на целых полгода, и незаметно «слилась».
Расстроенный в лучших своих чувствах после такой несправедливой подставы, Жёне отправился бродить по Парижу и случайно увидел афишу фильма «Салон красоты Венера» с Одри Тоту и Робером Оссейном. Пораженный сходством юной овернки (Тоту родилась в Бомоне) с Уотсон, он не раздумывал ни секунды. Актриса была найдена. Так что Жёне и его соавтор Гийом Лоран просто переписали сценарий, сделав героиню 100% француженкой, и даже имя поменяли – так англичанка Эмили стала француженкой Амели.

Амели стало одним из самых популярных «девочковых» имён в мире
Не Эмили, не Амелия, а именно Амели стало жутко популярным именем после выхода фильма не только во Франции, но и во всем мире. Скажем, по статистике 2003 года, в Англии этим именем назвали более полутора тысяч новорожденных, в США, никогда раньше не использовавшееся, оно оказалось на 839 месте (что, согласитесь, среди многонациональных обитателей Штатов — неплохой показатель). Что касается России, получить от которой хоть какую-то верную статистику не представляется возможным, мы лишь упомянем, что Амели родились в звездных семьях актера Марата Башарова и стенд-ап комика Александра Реввы.
Жан-Пьер Жёне поменял свои взгляды на съемки кино
Все предыдущие фильмы режиссер снимал исключительно в студиях, ни разу не проводя натурных съемок. Это касается и «Деликатесов», и «Города потерянных детей» и «Чужого: Воскресение». Он, вообще-то и этот фильм намеревался снять в студии, но жаль — сценарий не позволял. Поэтому Жёне, скрепя сердце, «вышел в народ». «Выход» потребовал недюжинных усилий — в выбранных локациях пришлось чистить стены от граффити, убирать машины с парковок, заменять постеры в метро и на улицах на более яркие, а самое главное — отгонять бессмысленных зевак и толпы туристов. Несмотря ни на что, все интерьерные, то есть квартирные, съемки проводились на студии. Но не в Париже, а в городе Кельн, в Германии. Почему? Спросите у Жёне. Он говорит, что так было дешевле. Но вы в это правда верите?
Фильм сделал Яна Тьерсена известным на весь мир
Нет, во Франции, после выхода альбома «Phares», Тьерсен и так был условно популярен. Но вы же понимаете, что прославиться быстро можно, только оказавшись в кино. После предложения Жёне написать саундтрек к новому фильму, Тьерсен, не особо принимая предложение всерьез, набросал несколько мелодий, но большую часть их отдал из своего первого (по мнению его и критиков, провального альбома «Le Valse des Monstres»). Зато после выхода фильма в прокат, Тьерсен стал нарасхват во всем мире. Правда, бешеная популярность ничуть не повлияла на его характер затворника и интроверта.
Кстати, музыка действительно большей частью и «сделала» этот фильм. Говорят, его не взяли в программу Каннского Кинофестиваля именно потому, что в предпросмотровой версии музыки еще не было, и члены жюри «не нашли фильм достойным внимания и интереса»
Кафе «Две мельницы» тоже стало дико популярным
Жёне выбрал для съемок самое настоящее кафе на Монмартре – Café des Deux Moulins, как место работы главной героини. Ничем не примечательное заведение с ничем не примечательной кухней (а надо сказать, у нас вообще к повару этого ресто много претензий, потому что он позорит свой поварской колпак) до сих пор остается местом паломничества туристов. Так что, оказавшись на 15 Rue Lepic не старайтесь пробиться сквозь толпы страждущих сделать селфи на фоне «знаменитого кафе» и отправляйтесь себе дальше. Единственное «новаторство» в этой кафешке то, что крем-брюле теперь переименовали в честь Амели. Зато какой профит!
На Бродвее поставили одноименный мюзикл
Ну, понятное дело, что Жёне и благотворительность — вещи несовместные, и права на адаптации он продавал (и продает) вполне успешно. Но Жёне дико не любит мюзиклы, а потому постановка сего произведения на Бродвее затянулась на долгие годы, и премьера состоялась лишь в сентябре прошлого года. И нет, там не музыки Тьерсена. Потому что он свои права продавать отказался.
