Проживая в России, мы часто ссылаемся на Европу, подразумевая, что в этой части света процветает порядок, здравый смысл и неустанная забота о свободных, и главное, высокоморальных гражданах. Франция давно была для нас знакомой и понятной страной, все-таки свой дом здесь у нас появился еще в 2008 году, и это позволяло надеяться, что адаптация пройдет быстро и безболезненно. Переезд состоялся в 2017, и мы с удовольствием стали вживаться в европейский образ жизни, иногда с тревогой прислушиваясь к себе и задумываясь – а готовы ли мы? а получится ли у нас? а сможем ли мы принять ценности свободного мира? На наше восприятие действительности накладывало отпечаток тяжкое бремя подхода, выработанного в Советском Союзе – отказавшись от слепой веры, мы пытались найти логику и здравый смысл во всем происходящем.
«Где тонко – там и рвется» говорит русская поговорка, и вся ситуация вокруг Ковид-19 показала много интересных аспектов и позволила заметно быстрее вжиться в общество, хотя чувство удивления не покидало нас практически все время. В качестве примера возьму леса и парки, кои раскинулись вокруг нас, заполняя все окружающее пространство и вселяя в души спокойствие и умиротворение.
Для понимания – мы живем в одном из самых малонаселенных департаментов Франции, плотность населения здесь в 3 раза ниже, чем в среднем по стране – порядка 40 человек на квадратный километр. Поэтому, когда началась вся эта катавасия с Ковидом, показатели смертности в департаменте только улучшились, что казалось логичным, ибо если никуда особо не ходить и не ездить, то и ничего страшного с тобой и не произойдет. Я сейчас специально оставляю в стороне вопросы опасности Ковида – это совершенно не тема моей заметки.
Как вы знаете, с начала марта французское государство грохнуло по всему обществу полным карантином, что вызывало противоречивые чувства, но показывало наличие какой-то стратегии и некоего подхода. Чуть позже, вероятно, президент решил, что плохие новости должны исходить не только от него, и отдал многие вопросы в плане обеспечения безопасности граждан на откуп местным властям, то есть префектам и мэрам. Первые удивительные сообщения пришли из Парижа – там запретили пробежки и велосипеды в дневной время, а также занятия спортом на улице. Разум мой воспринял все это с большим недоумением, но потом успокоился – это ведь парижане, ну что еще можно от них ожидать? Погоды установились исключительные и мы с удовольствием гуляли по берегам Бургундского Канала, осознавая, что в малой населенности края можно найти массу преимуществ, и парижские странности нас коснуться не могут.
Тут имеет смысл ввести в рассказ одного стороннего персонажа – назовем его Паспарту, это псевдоним. Паспарту – общительный и жизнерадостный француз, который умудряется бывать везде и сразу и несет в народ все последние новости. Паспарту в нашей местности знают практически все. Он чем-то напоминает комсомольского активиста (если их еще помнят) и всегда может обстоятельно и толково объяснить последние решения правительства в международном и внутриполитическом контексте.
Многие новости я поэтому узнаю со странички Паспарту в Фейсбуке – там можно найти, в частности, недавние решения администрации. Последняя не преминула преподнести сюрприз – через несколько дней после парижских решений, наш местный префект (глава департамента) выпустил указ, который запрещал во время карантина гулять:
— в лесах
— в парках
— по берегам каналов, рек и озёр
— по вело и пешим дорожкам
— а также в прочих местах, предназначенных для гуляния.
За нарушение грозил штраф от 130 евро.
Скажу честно, я взгрустнул, и заподозрил, что европейцем в своем сознании пока не стал. Несколько помогла беседа с соседом-норвежцем, он, как и я, пришел в изумление от принятого указа и сообщил, что в Норвегии, наоборот, людей призывали ходить гулять в леса. Это несколько утешило. Можно было сделать вывод, что есть две школы евроменталитета: северная (скандинавская) и средиземноморская, моя духовная близость к первой была легко объяснима хотя бы моим происхождением.
Помогла также пара публикаций в соцсетях, где объяснялось, что, зачастую, издание бессмысленных и противоречащих друг другу решений (с точки зрения формальной логики) ставят своей задачей подавление воли подопытных, с последующим безропотным принятием неизбежного оными. Рекомендация по противодействию была проста – можно и нужно делать все то, что не запрещено! В частности, решение префекта совершенно не запрещало гулять в местах, не предназначенных для гуляния, как то: автодороги, проселочные улицы, железнодорожные полотна, сельхозугодья и прочие виноградники. Прогулки мы, соответственно, продолжали. Надо отдать должное и полицейским – встретив однажды нас во время прогулки по берегу Бургундского Канала, на дорожке, предназначенной для гуляния, они только улыбнулись и пожелали нам хорошего дня. Хорошие и разумные люди.
Последствием карантина стало то, что рандеву у докторов были отменены, в частности, дантист, к которому мы записали детей двумя месяцами заранее, вывесил объявление, что все записи переносятся на июнь, так как у него нет необходимых средств защиты – масок и прочего. Работа большинства предприятий и госструктур была практически остановлена. Помогало, что вирус, поддавшись общему облагораживающему европейскому настрою, дал некую слабину – единственным местом, куда можно было беспрепятственно ходить без маски, были супермаркеты, первыми выпустившие в свободную продажу маски еще в мае. Маски, правда, подорожали в 5 раз, но «à la guerre comme à la guerre» – нам же сказал наш Президент, что мы на войне.
Паспарту разместил официальный пост французского правительства, объясняющий, как следует носить маску – к примеру, не допускались варианты ношения на затылке, на шее, на глазах и прочем. Пост собрал много лайков и слов благодарности.
Избирательность вируса сказывалась также в том, что особенно сильно от него страдали определенные компании и, в первую очередь, Амазон. Правительство приняло решение о запрете интернет-торговли этой компанией всем, кроме предметов гигиены. Что именно является предметом гигиены, они правда не объяснили, но за каждое нарушение (т.е. за каждый предмет) полагался штраф в 5 млн.евро. Амазон временно остановил свою деятельность во Франции, предложив покупать те же самые товары на своих сайтах в других европейских странах. По странному стечению обстоятельств, вирус не оказывал на них никакого влияния, в чем вирусологам еще только предстоит разобраться. Что также удивительно, вирус не оказал заметного действия на работу других торговых площадок французского происхождения в интернете – еще одна загадка, пока не имеющая объяснения.
Суровые и беспрецедентные меры дали свои плоды, правительство заявило о позитивной динамике и решило ослабить карантин, разрешив гражданам перемещаться на дистанцию полета птицы – то есть до 100 км (вот только не спрашивайте, что это за птицы и кто производил замеры). Я предложил всем немедленно выбраться в Осер – у нас с дочкой были дела в Префектуре, а жену с сыном я надоумил покататься на роликах по набережной реки Йоны, чтобы насладиться прекрасной погодой. Но подруга дочки сообщила несусветную глупость, что все набережные в Осере закрыты для прогулок. Я выразил недоумение слабой осведомленностью подруги о том, что карантин уже снимается, и набережные просто физически не могут быть перекрыты. Однако, въехав в город, мы действительно увидели красные ленты, перегораживающие доступ ко всей пешеходной части набережных – подруга оказалась права.
Происходящее опять поставило меня в тупик. Вечером я советовался с нашей французской соседкой, которая смотрит телевизор, по которому, как известно: «только правду говорят», она в курсе всех последних событий, а её политической подготовке позавидовал бы и председатель комсомольской ячейки. У происходящего, как оказалось, была резон – после решения правительства об ослаблении мер и фактическом разрешении свободного выхода на улицу, толпа молодых людей высыпала на парижские набережные то ли реки Сены, то ли какого-то канала. Молодежь кучковалась рядом с водой, пила пиво и разные алкогольные напитки, курила и, внимание(!) грубым образом нарушала нормы социального дистанцирования! Многие стояли плотно друг к другу, не соблюдая дистанцию в полтора метра, а некоторые даже обнимались! Репортаж прошелся по всем основным каналам телевидения, ужасающее зрелище всколыхнуло страну, и реакция последовала незамедлительно – мэр города Осер запретил собираться и прогуливаться в местах, предназначенных для прогулок. Нам пришлось опять направиться в лес.
В начале июня карантин перешел в еще более ослабленную фазу, и перемещаться в стране разрешили без ограничений. К нам собралась ехать группа велосипедистов. Как оказалось, во время передвижения на велосипеде им полагалось держать дистанцию в 20 метров и желательно быть в маске. По малопонятным причинам вирус оказывался особенно опасным для людей, занимающихся спортом. К счастью, как и прежде, вирус не трогал посетителей в супермаркетах, доктора тоже обещали открыться через пару недель.
Вскоре после поездки в Осер я спокойно попивал утренний кофе, как вдруг на глаза мне попался очередной перепост Паспарту, который заставил меня поперхнуться и долго кашлять. Многообещающий заголовок вещал – 750 евро штрафа за прогулку в лесу. Сделав три вдоха для успокоения дыхания, я погрузился в чтение. Новшество на этот раз исходило от Национального Бюро Лесов Франции (Office National des Forêts). В тексте сообщалось, что за время карантина дикие животные и птицы отвыкли от присутствия человека в лесу. У них появились новые привычки и многие выбрали для обитания и гнездовищ места, расположенные в непосредственной близости от лесных троп и дорог. Бесцеремонное вторжение и возвращение человека в расслабившуюся природу грозило неисчислимыми бедствиями. Как минимум, всех животных и пернатых ждал шок.
Статья призывала воздержаться от психического травмирования обитателей леса и строго настрого запрещала выгуливать собак без поводков, так как неисчислимое зло могло исходить от этих бестий. За выгул собаки без поводка полагается штраф в 750 евро, правило действует до 30.06.20 включительно! Люди, к счастью, к выгулу допущены.
Вы помните правило, что не запрещено, то разрешено, поэтому вы запросто можно выгулять своего котика или кошечку, и даже без поводка. Желаю вам хороших прогулок!
P.S. Паспарту избрали мэром свое городка. Он начал с борьбы за чистоту окружающей среды.
